Закрыть ... [X]

Выбрать рассказ для конкурса чтецов


проза на конкурс чтецовНекоторые дети или подростки (а бывает — юноши и девушки, но реже) — вовсю желают в ученичестве или сразу после оного — поучаствовать в каких-либо конкурсах чтецов, для чего ищут соответствующую прозу. Каждый при этом преследует свои задачи. Кто — намерен после школы поступать в театральный, кто — хочет просто себя показать и на других посмотреть, кто... Впрочем, полноте. Цели у каждого свои. Важно понимать, как и по какому принципу следует подбирать прозу на конкурс чтецов. Если Вам интересно — то читайте.

Во-первых, знайте, что существует много разновидностей прозы. Многим почему-то кажется, что проза бывает только ОПИСАТЕЛЬНАЯ, та, где автор описывает явление, предмет или персонажа (характер). Но ведь есть же еще и монологовая проза, то есть, непосредственно монолог, когда персонаж существует от первого лица!  И это так многих удивляет!

Нередко даже — в топовых творческих вузах существует какое-то странное понимание (точнее, непонимание) этого довольно простого (если не сказать, примитивного) обстоятельства. Возможно, кое-кто придерживается совсем уж странного толкования, что монолог — есть часть пьесы, а пьесы — некий условный вид литературы, адаптированный для сценического воплощения.

Но — любой монолог — это литература, как ни крути! Это же не поэзия! И не публицистика. И потом, в романах, повестях, рассказах и прочих «традиционных» прозаических жанрах — вовсю встречаются монологовые вещицы. Откройте любой рассказ М.М. Зощенко, например. Там — всюду прямая речь! Кстати, если Вы подготовите в качестве прозы для конкурса один из его рассказов — уверяю Вас — никто и не «вякнет». Почему-то к Зощенко отношение хорошее у всех, и у представителей старой театральной гвардии, и у «молодежи». И не говорите, что у него есть только «Баня». У него уйма рассказов, просто уйма!

Недавно я столкнулся с этой темой вплотную. Набрел на полное собрание его сочинений в Интернете. И читал всю ночь, отправившись спать лишь под утро. И то — помню, что далеко не все произведения прочел.

Чем хорош Зощенко? Тем что, во-первых, это классика. Во-вторых тем, что, повторюсь, к нему у всех отношение хорошее. В-третьих, несмотря на некоторую «затертость» отдельных его произведений — есть множество рассказов, как минимум, не хуже, то есть — ОГРОМНОЕ поле для выбора. В-четвертых, у Зощенко есть и мужские, и женские монологи (хотя, конечно, многие выбрать рассказ для конкурса чтецов рассказы конкурса написаны от первого лица, что не обеспечивает возможность их прочтения на конкурсе дамами). Ну, и в пятых, это такой, беспроигрышный вариант — вроде как юморно, но есть и серьез.

Плюс — качественной прозы комедийной направленности (которую можно было бы взять для прочтения на конкурс чтецов) все-таки не так много. Это драматических произведений — хоть отбавляй. Толстой, Пушкин, Достоевский — им имя — легион. Где-то между ними скромненько притаился А.П. Чехов со своими странными «комедиями» (это не я их так назвал, это сам автор постарался). В общем-то, по моему мнению, произведения Чехова (по крайней мере, многие) комедиями вовсе не являются, и когда автор называл свои произведения — «комедии» — он имел в виду область собственного отношения к современной жизни, но никак не область сценического жанра.

Кстати, сказать, рассказы Чехова — действительно комедийны и смешны, их можно смело показывать на конкурсах чтецов. «О вреде табака», «О женщинах», «После театра» — эти произведения (хотя и немного «затерты», но) по-прежнему идут «на ура» как при показах в театральные вузы, так и — на чтецких конкурсах и фестивалях. При том, что в рассказах Чехова — есть и мужские и женские монологи, то есть, можно выбрать произведение на свой вкус и под свой пол.

Помните, что для чтецкого конкурса желательно выбирать что-то в более легком жанре, а не драму. Во-первых, почему-то многие, когда начинают читать драматическую прозу — делают это с таким надрывом, что комиссии сразу хочется встать и уйти! Драму, извините, УМЕТЬ читать надо. Легкие и комедийные тексты почти все почему-то интуитивно лучше понимают и излагают. Это происходит от того, что описываемые ситуации там — проще и знакомее, что ли. Во-вторых, в легком жанре как-то простора для наигрыша меньше. Ну, и в-третьих, слушать «легкие» тексты комиссии всегда приятнее, чем смотреть на очередные потуги конкурсантов  "круто" рассказать Шекспира, или лихо «вывинтить» Цветаеву.

Запомните, что Шекспир и Цветаева — два САМЫХ СЛОЖНЫХ автора для прочтения. И брать Вам их можно только в том случае, если Вы гений:)) Это, конечно, шутка, но при прочих равных — произведения этих авторов лучше для конкурсов не брать. Они могут «задавить» Вас своими смысловыми глубинами.

Подбирать текст на конкурс (до и не только на него, но и вообще — везде!) нужно такой, когда ты ПОНИМАЕШЬ, что там написано. И это находит в тебе отклик, возбуждает СИЛЬНЫЕ эмоции. Не просто легкую улыбочку, а потом — через минуту уже забыл. СИЛЬНЫЕ! Когда хочется читать и перечитывать. Когда хочется смеяться или плакать. Когда СОСТРАДАЕШЬ, и сильно.

Помните: не бывает универсальных прозаических отрывков, но есть те, которые «Ваши» или «не Ваши». Которые раскрывают Вашу индивидуальность и которые — нет. А что значит — раскрыть индивидуальность? Это — возбудить Ваши чувства, прежде всего. И сделать это МАКСИМАЛЬНО ярко и глубоко.

Ниже я перечислю еще авторов, прозу которых можно и должно брать для чтецких конкурсов:

— И.А. Бунин (автор совершенно шикарных «коротких» рассказов, герои которых — и подростки, и взрослые обоего пола),

— А.С. Пушкин (только — умоляю — не его сказки, их все читают просто ужасно, абсолютно не понимая их реальный смысл),

— А.П. Чехов (его юморески просто гениальны, особенно нравятся: «Поздней ночью», «Экзамен», «Перепутанные объявления», «Жених», и так далее),

Тэффи (для девушек вообще чудесный вариант, но придется потрудиться над сокращением ее рассказов, они все-таки довольно длинные),

— Феликс Кривин (Кривин — это такой современный Зощенко, очень хорошая комедийная литература и глубокая при том),

— Кристина Сещицкая (этакий польский аналог Астрид Линдгрен; ее книга «Мой волшебный фонарь» переведена на многие языки мира; книга действительно очень интересная, и для школьников 10-13 лет — самый лучший вариант, благо «пестрит» монологами от лица и мальчиков, и девочек).

Вот, все. Желаю удачи в поисках прозы для чтецких конкурсов. А наш курс для подготовки в театральный — в нашей московской театральной школе (равно как и другие курсы по театру) — стартует чуть более, чем через две недели.

 

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве « Курсы актерского мастерства: как выбирать, что посещать? Информация для потенциальных абитуриентов театральных вузов »
Источник: http://xn----8sbcflre0apkqdho.xn--p1ai/proza-na-konkurs-chtecov-kak-i-iz-chego-vybirat.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Текст для художественного чтения на конкурс чтецов. - Что Инструментальное творчество конкурс


Выбрать рассказ для конкурса чтецов Проза на конкурс чтецов: как и из чего выбирать?
Выбрать рассказ для конкурса чтецов Стихи для конкурса чтецов - популярные записи
Выбрать рассказ для конкурса чтецов ПОДБОРКА ОТРЫВКОРОЗЕ ДЛЯ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ
Выбрать рассказ для конкурса чтецов Проза на конкурс чтецов
Выбрать рассказ для конкурса чтецов Бланки Ив Роше 2018
Выбрать рассказ для конкурса чтецов Всероссийские дистанционные школьные олимпиады Вот-задачка
Выкуп невесты, сценарий выкупа невесты - Свадьба Бел День отца. День папы. Детский портал Солнышко Конкурсы на день рождения смешные и интересные Корпоративная новогодняя вечеринка для всех знаков Зодиака Красивые открытки Валерии с Днем рождения Олимпус ОТВЕТЫ ВКонтакте Открытка «С именинами, Софья!» - Плейкаст Переоформление авто по договору дарения в 2018 году: как Поздравления на День России 2018 в прозе


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ